Почему надо вернуть престиж важнейшим профессиям и как им обучать

Новости
«Преподавать в ветеринарных вузах должны в первую очередь практикующие врачи, а не теоретики», – заявил в интервью «ВиЖ» Алексей Ермаков, завкафедрой биологии и общей патологии Донского государственного технического университета (ДГТУ), доктор биологических наук, профессор.

Анастасия Мазнева

Кроме того, ученый уверен, что образование должно опережать время. Будущее за новыми направлениями – биотехнологией и биоинженерией, изучением которых в сфере ветеринарии в России пока вплотную занимаются единицы.

Алексей Михайлович, о чем новые перспективные научные направления?

Алексей Ермаков: Биотехнология – это про производство продуктов питания животного происхождения. А биоинженерия – о трансформации живого организма и живых тканей.

В ДГТУ есть научно-образовательный центр биоматериалов, который занимается сырьем для создания имплантов и искусственных органов. Это перспективное направление. И развивающемуся ветеринарному врачу должны быть интересны биоинженерия и биотехнологии.

Что, на ваш взгляд, мешает обучать этим технологиям ветеринаров в российских профильных вузах?

Алексей Ермаков: Главная проблема ветеринарного образования в России – это преподаватели. В большинстве наших вузов уже несколько поколений не преподают практикующие ветеринарные врачи. Профессорско-преподавательский состав оторван от того, что происходит на производстве – в клиниках, агрокомплексах, фермерских хозяйствах. Классические академические школы сохранились. Но к современности они имеют слабое отношение.

Во всем мире по-другому. Преподаватели ветеринарных вузов в других странах – это опытные ветеринары-практики. Когда в ветеринарных клиниках затрудняются с диагностикой болезни, обращаются за помощью в университет.

И вы поставили амбициозную задачу – создать лучшую программу высшего ветеринарного образования в России?

Алексей Ермаков: В ДГТУ мы начали создание новой ветеринарной программы с осмысленного подбора штата. Все преподаватели клинических дисциплин – это специалисты, практикующие в частных клиниках или агрокомплексах.

При этом преподавателей, которые учат базовым академическим дисциплинам – анатомии, физиологии, биохимии, мы взяли из ведущих научных институтов. Это первое. Второе. Мы ввели много практики. С первого курса у всех студентов есть так называемый клинический день, когда нет занятий в аудиториях, а есть работа в клиниках и на предприятиях. Студенты работают помощниками ветеринарных врачей.

Третье. Из учебного плана мы убрали много лишних, на наш взгляд, дисциплин или сильно сократили их. План разделен на три части. На первом и втором курсах идет доклинический блок.

На третьем курсе все студенты уже работают в качестве младшего ветеринарного персонала в процедурных кабинетах, то есть уже вовлечены непосредственно в лечение животных. Наши студенты, которые сейчас обучаются на третьем курсе, уже ставят внутривенные катетеры, делают прививки. Параллельно с практикой они изучают патофизиологию, патанатомию, фармакологию.

На четвертом и пятом курсах остаются только специальные предметы: акушерство, хирургия, терапия, паразитология и другие. Причем большую часть времени студенты старших курсов изучают эти дисциплины на практике.

ДГТУ – единственный вуз в стране, у которого есть доступ к международной базе данных Species 360. Что это за база? И что она дает для подготовки ветеринарных врачей?

Алексей Ермаков: В базе Species 360 собраны научные данные из 40 тысяч зоопарков и национальных парков мира, в нее постоянно добавляются сведения о лечении экзотических животных. Например, можно узнать, как ввести анестезию жирафу, носорогу или редкой змее. База помогает в подготовке уникальных, редких специалистов.

Нам это интересно, потому что в России почти никто не готовит ветеринарных врачей для работы в зоопарках и с дикими животными. Таких специалистов мало и в других странах мира.

Сегодня в биологических науках много внимания обращают на необходимость обработки данных, статистику.

Алексей Ермаков: Да, мы считаем, это очень важно. Мало кто в российской ветеринарной науке владеет принятыми на мировом уровне методами обработки данных. Например, основной метод для проверки гипотез в научных ветеринарных статьях в России сегодня – это t-критерий Стьюдента. Хотя во всем мире считается, что этот метод слабо применим для многих экспериментальных исследований.

Мы разработали специальный авторский курс по статистике «Технология точных и естественных наук», по которому студенты учатся, как работать с данными, полученными в ветеринарных экспериментах.

Ваши студенты стажируются в других странах?

Алексей Ермаков: Наши студенты активно ездят на стажировки в Европу, США, Австралию. А в ДГТУ преподают ученые из испанских, американских, австралийских вузов. Например, сейчас одну из наших лабораторий возглавляет профессор Сиднейского университета Майкл Свейн. Его лаборатория механики биосовместимых материалов была создана на базе ДГТУ в начале 2018 года. Майкл Свейн – это ученый мирового уровня, эксперт по стоматологическим материалам для животных, материалам для имплантов, искусственных органов.

Студенты должны смело общаться с крупными зарубежными специалистами. За рубежом развита культура открытости науки. То есть любой, даже очень именитый профессор, если студент напишет ему письмо с вопросом или предложением, всегда ответит, даст рекомендации. И мы приучаем студентов к тому, что не нужно бояться спрашивать, знакомиться, общаться.

Разве для привлечения специалистов международного уровня не нужны значительные финансовые затраты? Как вы решили этот вопрос?

Алексей Ермаков: Для привлечения профессионалов из любой страны в любой отрасли прежде всего нужны не деньги, а хорошие идеи. Настоящий профессионал, который уже заработал имя и деньги, особенно ученый, будет работать с вами и даже поможет найти финансирование, если ваша идея ему понравится, если он увидит в ней и в вас потенциал.

Досье 

ЕРМАКОВ Алексей Михайлович, заведующий кафедрой биологии и общей патологии Донского государственного технического университета (ДГТУ), доктор биологических наук, профессор. Значительное время посвятил изучению системы подготовки ветеринарных врачей в Финляндии, Эстонии, Ирландии, ЮАР, Новой Зеландии, Испании.

Читает лекции для ветеринарных врачей в рамках программы последипломного образования Ассоциации практикующих ветеринарных врачей России (RSAVA).

Преподавал как приглашенный профессор в Москве, Самаре, Саратове, Уфе, Краснодаре, Владивостоке, Казани и других городах.

Задайте вопрос